ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТМОСФЕРНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ И ПОГОДЫ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ В ФЕВРАЛЕ 2016 ГОДА

В верхней стратосфере (на уровне АТ-10) в феврале околополярный циклон медленно заполнялся, но все равно оставался очень глубоким по сравнению с нормой: аномалии геопотенциала вблизи его центра изменялись в течение месяца от  -90 до -115 дам. Центр циклона был смещён с полюса и располагался в районе Гренландского и Баренцева морей. Причиной смещения, как и в январе, стал аномально интенсивный стратосферный антициклон над северо-западом Северной Америки. Самый высокий геопотенциал в центре антициклона отмечался в первые две декады февраля, когда аномалии составили  +45 дам.
 
В экваториальной стратосфере сохранялась западная фаза ветров квазидвухлетнего цикла, которая  в прошедшем месяце несколько усилилась.  
В средней тропосфере (на уровне АТ-500) в осреднённом за месяц поле геопотенциала отмечались очень большие аномалии обоих знаков (рис.1). Однако стόит отметить подавляющее преобладание на бóльшей части территории северного полушария положительных аномалий. Очень высокий геопотенциал  в течение всего месяца сохранялся на полюсе, где в первые две декады февраля, вопреки обыкновению, господствовали антициклоны. Самостоятельный антициклон над полюсом отмечался даже на среднемесячной карте; вблизи его центра аномалии составили +19 дам. Интенсивные тропосферные гребни, а во второй декаде месяца и антициклоны, почти постоянно существовали в Центральной Атлантике, в связи с чем в районе Азорских островов сформировались аномалии геопотенциала до +24 дам. Большие аномалии до +14 дам отмечались также в восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Интенсивные гребни над Западной Сибирью способствовали формированию аномалий до +15 дам над Тюменской областью. Высокий геопотенциал (аномалии от +5 до + 10 дам) отмечался также в тропиках и субтропиках западной половины Тихого океана. В западной половине Северной Америки, где тоже в течение месяца господствовали тропосферные гребни, аномалии геопотенциала составили +10 дам.
 


Рис.1.  Карта геопотенциала и аномалий геопотенциала АТ-500 (дам). Февраль 2016г.


Несмотря на засилье высокого геопотенциала околополярная циклоническая система сохраняла свою интенсивность. Её основные центры, имевшие близкое к климатическому положение, были даже более глубокими, чем обычно. В канадском центре и связанной с ним ложбине на востоке Северной Америки аномалии составили -3…-6 дам. Тропосферные атлантические циклоны, вынужденные смещаться по более южным траекториям, способствовали формированию глубокой ложбины над Западной и Центральной Европой; в северной части этой ложбины над Норвежским морем аномалии геопотенциала составили -12 дам. Очень глубоким был центр над Охотским морем (аномалии вблизи центра до -11 дам). Тропосферные циклоны над Тихим океаном тоже смещались по более южным траекториям, поэтому очень глубокой на среднемесячной карте оказалась ложбина на востоке Тихого океана: южнее Алеутских островов сформировались огромные аномалии геопотенциала до -20 дам.
 
Положение планетарной высотной фронтальной зоны (ПВФЗ) в феврале практически соответствовало норме в Северной Америке, на западе Атлантики и на востоке Азии. Наибольшие отклонения к югу отмечались над Норвежским морем (до 7˚) и над заливом Аляска (до 10˚). Более всего к северу она отклонялась над Сибирью (до 12˚). Самыми обострёнными были её участки над океанами.
 
Зональная циркуляция в средней тропосфере по-прежнему была сильно ослаблена в высоких широтах II ЕСР, где отклонение индекса от нормы составило -94%. В остальных районах его значения были близкими к норме. Индексы меридиональной циркуляции также в большинстве случаев  мало отличались от нормы. Лишь в умеренных широтах III ЕСР интенсивность междуширотного обмена была на 29% выше обычной.
 

 
Рис.2. Карта давления и аномалий давления на уровне моря (гПа). Февраль 2016 г.

В осреднённом поле приземного давления все центры действия атмосферы были очень активны (рис.2). Азорский антициклон был гораздо интенсивнее, чем обычно: аномалии давления вблизи его центра в среднем за месяц составили +16 гПа. В течение всего месяца его влияние, в основном, распространялось на север Африки, где аномалии давления составили +2…+6 гПа, а погода была теплее и суше обычной. Исландский минимум, однако, достойно противостоял интенсивному антициклону. В среднем за месяц он оказался даже более глубоким, чем обычно: аномалии давления вблизи центра составили -5 гПа, над Девисовым проливом - до -8 гПа, над Скандинавией – до -15 гПа. Под влиянием активных атлантических циклонов находилась в феврале почти вся Европа: на осреднённой карте обширная ложбина с аномалиями давления от -1 до -9 гПа заняла практически всю её территорию, за исключением юга Испании и Кавказа. Соответственно и осадков в большинстве европейских стран выпало значительно больше нормы.  Серьёзный вклад в месячные суммы осадков внесли южные циклоны, необычайно активные во второй и третьей декадах февраля, когда на осреднённых декадных картах существовали самостоятельные циклонические центры над севером Италии. Смещаясь, в основном, на северо-восток, циклоны неоднократно вызывали нехарактерные для февраля снегопады на юге Европы. Особенно  интенсивны они были в Альпах и Пиренеях. Подлинным бедствием для южной Европы стал последний февральский циклон, сформировавшийся 27 февраля на севере Испании. Пройдя по западу Средиземного моря, он усилился и насытился влагой. В эпицентре его удара оказались Испания, юг Франции и Италия. На севере Испании за сутки 27 февраля выпало 93 мм осадков, в горах прошли сильнейшие снегопады. На юге Франции отмечались ураганные ветры (более 30 м/с), и за период влияния циклона с 27 по 29 февраля выпало 160 мм осадков. Сильнейшие грозы и ливни прошли практически на всей территории Италии: в Венеции за трое суток выпало 117 мм осадков, что вызвало наводнение. В горах Италии, в Швейцарии, Австрии, южной Германии и Чехии прошли сильные снегопады, местами выпадало более 50 см снега в сутки. Но, несмотря на обилие осадков, температура во всех европейских странах в среднем за месяц была значительно выше нормы. Особенно большие положительные аномалии сформировались в восточной половине континента: на северо-востоке ЕТР их значения превышали 10˚С. Причиной такого аномального тепла стали господствовавшие в Восточной Европе юго-западные и южные потоки в тёплых секторах циклонов.
Устойчивости южных потоков в Европе немало способствовал сибирский максимум, который был по-прежнему очень интенсивен и имел стабильное в течение месяца положение. Центр его располагался в западной Монголии, а аномалии давления вблизи центра достигли в среднем за месяц +14 гПа. Наиболее интенсивен антициклон был во второй декаде февраля, когда на осреднённой декадной карте давление в его центре превысило 1050 гПа. Его взаимодействие с полярным антициклоном (аномалии до +11 гПа вблизи полюса) способствовало формированию устойчивых блоков над Западной Сибирью и арктическими районами, которые особенно интенсивны были в первые две декады февраля. Вместе с тем именно в это время и атлантические циклоны были особенно активны и глубоки. Смещаясь на восток по арктическим морям, они часто были вынуждены стационировать над Скандинавией и Баренцевым морем, а их фронты обеспечивали избыточное количество осадков в северной половине Сибири. Но главным следствием этих процессов стал практически постоянный мощный вынос тепла из субтропиков и даже тропиков в северные районы: зона огромных положительных аномалий температуры занимала не только территорию Европы, но и Среднюю Азию, всю территорию Западной Сибири и арктические моря. Особенно велики аномалии были на побережье Карского моря и на Земле Франца-Иосифа (более 13˚С). Южные европейские циклоны, в свою очередь, неоднократно проносились по югу Сибири, обостряя фронты и провоцируя активный циклогенез на южной периферии антициклона. Результатом были сильные снегопады и мощные потепления на юге Западной Сибири. Обострённые полярные фронты вызывали сильные осадки и на юге Красноярского края, в Монголии и центральных провинциях Китая. В течение всего февраля очень устойчивыми оставались юго-восточные гребни сибирского максимума, занимавшие восточный Китай и способствовавшие формированию отрицательных аномалий температуры в его южных провинциях и в странах Индокитая. На восточной периферии этих гребней, однако, происходила бурная циклоническая деятельность, когда западные и южные циклоны попеременно несли огромное количество осадков в восточные китайские провинции, на Корейский п-ов, в Японию и на Дальний Восток России. На севере Японии, в  Приморье и Хабаровском крае неоднократно происходили сильнейшие снегопады.
 
В тихоокеанской паре ЦДА продолжал доминировать алеутский минимум. Обширный и очень глубокий, он был смещён к востоку. Центр депрессии располагался южнее Аляски, а давление в центре было на 12 гПа ниже нормы. Обширная зона отрицательных аномалий давления (до -15 гПа), связанных с депрессией, занимала практически весь север Тихого океана. Вместе с тем в западной части субтропиков и тропиков Тихого океана давление было существенно выше нормы (аномалии до +9 гПа). У западного побережья Северной Америки и на западе континента  хорошо развитый калифорнийский максимум также способствовал формированию аномалий давления до +5 гПа. Поэтому глубочайшие тихоокеанские циклоны проходили обычно по западным канадским провинциям, затем по Среднему Западу США (аномалии давления до -4 гПа), где часто углублялись, и затем поворачивали на северо-восток. В связи с этим очень много осадков в феврале выпало на западе Канады и  на Среднем Западе США. Но больше всего от осадков страдало атлантическое побережье США и восточные провинции Канады.  Самые сильные дожди и снегопады были связаны с неоднократно выходившими сюда южными циклонами. В южных штатах они вызывали сильнейшие грозы и даже торнадо. И не только в южных: 24-27 февраля сильнейшие грозы и отдельные торнадо прошли по всему восточному побережью от Южной Каролины до Пенсильвании. Но, несмотря на очень переменчивую погоду, в целом февраль на североамериканском континенте был очень тёплым. Особенно велики положительные аномалии температуры оказались на Среднем Западе, на западе Канады и на юге Аляски, чаще всего находившихся под влиянием мощных адвекций тепла. Область отрицательных аномалий температуры сформировалась в тыловой части алеутского минимума. Как правило, это были небольшие аномалии; самые значительные из них отмечались на Камчатке (более -5˚С) и в Магаданской области (-6˚С).
 
Продолжавшееся в феврале Эль-Ниньо способствовало бурной конвекции в экваториальных широтах востока Тихого океана. Пониженное в связи с этим давление отобразилось на среднемесячной карте в виде обширной области отрицательных аномалий до -3 гПа, весьма значительных для экваториальных широт. Результатом стало избыточное количество осадков в южной Мексике и в центрально-американских странах.
 
В тропической зоне южного полушария в феврале образовалось 5 тропических циклонов (норма 5,9).
 
Три циклона сформировалось на юге Тихого океана (норма 2,2). Два из них были сравнительно слабы и имели неопасные траектории. А вот «Уинстон» стал сенсацией сезона. Циклон имел очень необычную траекторию: в течение двух недель он смещался по сравнительно небольшой территории южнее Фиджи, петляя и меняя направление. Энергетический потенциал циклона был колоссален, поскольку он смещался по очень тёплой воде. Температура поверхности океана местами превышала 30˚С, причём вода была очень тёплой до больших глубин. 20 февраля в максимальной стадии своего развития «Уинстон» обрушился на самые густонаселённые острова Фиджи, имея давление в центре 915 гПа и ветры до 70 м/с. Последствия были катастрофические. Погибли 42 человека. Инфраструктура островов был местами полностью разрушена. Материальный ущерб составил почти 500 млн. долларов. Циклон был признан самым разрушительным для Фиджи за всю историю наблюдений.
 
В южной части Индийского океана в феврале возникло два тропических циклона (норма 3,7). Один из них был весьма интенсивен (pmin–925 гПа, vmax–55 м/с). Но оба циклона смещались вдали от суши и были неопасны.