ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АТМОСФЕРНОЙ ЦИРКУЛЯЦИИ И ПОГОДЫ В СЕВЕРНОМ ПОЛУШАРИИ  В  НОЯБРЕ 2016 ГОДА

В верхней стратосфере (на уровне АТ-10) околополярный вихрь оставался нестабильным по положению. Его центр по-прежнему располагался южнее обычного и в первой декаде ноября находился,  преимущественно, над Гренландией; во второй и третьей декадах месяца он располагался, в основном, над Баренцевым и Карским морями. При этом циклон был несколько ослаблен: наибольшие отклонения геопотенциала от нормы отмечались в первой декаде (+30 дам). Во второй декаде месяца они уменьшились до +17 дам, и только в конце ноября геопотенциал в центре циклона стал близким к норме. Немного выше нормы геопотенциал был на востоке Азии и на севере Тихого океана, где в первой и третьей декадах ноября часто формировались стратосферные антициклоны.
В экваториальной стратосфере продолжалось усиление западной фазы ветров квазидвухлетнего цикла.



Рис.1.  Карта геопотенциала и аномалий геопотенциала АТ-500 (дам). Ноябрь 2016г.

В средней тропосфере (на уровне АТ-500) осреднённое за месяц поле геопотенциала очень напоминало октябрьское. По-прежнему велики были положительные аномалии на полюсе (до +17 дам), из-за чего околополярный вихрь был значительно ослаблен. Один  из его центров имел нормальное положение в канадском секторе Арктики (аномалии вблизи центра +5 дам), другой был сильно смещён с Северной Земли к побережью Охотского моря (аномалии до +4 дам). Этот восточный центр представлял собою обширную область низкого давления в огромной тропосферной ложбине, занимавшей южную половину Сибири (аномалии до -7 дам), дальневосточные районы России (аномалии до -8 дам) и весь север Тихого океана. Очень глубокой была восточная часть этой ложбины, связанная с алеутским минимумом: аномалии геопотенциала составили здесь -13 дам. В западной половине северного полушария тропосферные ложбины чаще всего формировались на западе Атлантики и над Западной Европой с прилегающими восточными районами Атлантического океана. Однако они были менее глубокими, чем обычно, и наиболее активная циклоническая деятельность происходила в южной части этих ложбин. В итоге у восточного побережья США и западного побережья Испании сформировались аномалии геопотенциала до -4 дам.
Тропосферные гребни наиболее интенсивными были в Центральной и Северной Атлантике: аномалии геопотенциала в среднем за месяц составили здесь +15 дам. Во второй декаде ноября над Азорскими островами существовал даже самостоятельный мощный антициклон. А в первой и третьей декадах месяца эти гребни распространялись далеко к северу, нередко достигая полярных районов. Во второй декаде полярные районы находились под влиянием гребней европейских и сибирских антициклонов, так что в итоге на среднемесячной карте над Северной Землёй отмечался самостоятельный антициклон, обусловивший здесь аномалии геопотенциала до +17 дам. Интенсивные гребни в первые две декады ноября формировались и в западной половине Северной Америки (аномалии до +14 дам в районе оз. Виннипег). Эти гребни тоже очень часто оказывали влияние на Аляску и полярные районы. Положительные аномалии геопотенциала от +5 до +7 дам преобладали также в субтропиках восточной половины северного полушария.
Положение планетарной высотной фронтальной зоны (ПВФЗ) в ноябре бόльшей частью соответствовало климатическому. Несколько севернее обычного (на 5-7˚) её положение было над Северной Америкой и Атлантикой, немного южнее (на 5-7˚) – на востоке Тихого океана. Наиболее обострёнными были её участки над азиатским континентом и Тихим океаном.
 Расчёт индексов циркуляции показал, что зональный перенос был значительно ослаблен в высоких широтах I и II ЕСР (на 29% и 59% соответственно) и несколько интенсивнее – в умеренных  широтах II ЕСР и высоких широтах III ЕСР (на 25% и 12%). Индексы меридиональной циркуляции практически повсеместно были близки к норме. Только в высоких широтах III ЕСР его значения оказались на 25% выше обычных.

       

Рис.2. Карта давления и аномалий давления на уровне моря (гПа). Ноябрь 2016 г.

В осреднённом за месяц поле приземного давления атлантическая пара ЦДА была достаточно активной, но имела некоторые особенности. Азорский антициклон, смещённый к северо-западу, оставался очень интенсивным в течение почти всего месяца: давление вблизи его центра в среднем за месяц оказалось на 6 гПа выше нормы. Его северные и северо-восточные гребни, особенно активные в первой и третьей декадах ноября, обусловили аномалии давления до +10 гПа в центральных районах Северной Атлантики. Исландский минимум в связи с этим занимал мéньшую площадь, чем обычно, но сохранял свою интенсивность. Атлантические циклоны по-прежнему чаще всего смещались в полярные районы и по российским арктическим морям, поскольку их проникновению на континент препятствовали либо северо-восточные азорские гребни, либо скандинавские антициклоны, либо смещавшийся к северу сибирский максимум. В итоге в среднем за месяц положительные аномалии температуры в арктических районах были колоссальны и оказались даже больше октябрьских. На севере Карского моря, к примеру, они составили более 16˚С.  
Положение же сибирского максимума в течение месяца было нестабильно. В первой декаде ноября  его центр чаще всего располагался на юге Якутии или в Забайкалье, но при этом его интенсивные северные гребни распространялись на побережья арктических морей и нередко взаимодействовали со скандинавскими антициклонами. Во второй декаде центр антициклона сместился на север Западной Сибири, и только в третьей декаде занял близкое к норме положение на границе Казахстана, Монголии и северо-западного Китая. При этом во второй половине месяца интенсивность антициклона была выше нормы. В итоге вся территория Сибири оказалась занятой обширной зоной положительных аномалий давления, наибольшие из которых отмечались на побережье Баренцева (+11 гПа)  и Карского морей (+13 гПа). На остальной территории Сибири аномалии составили +4…+6 гПа. Однако довольно подвижные антициклоны всё-таки позволяли атлантическим циклонам прорваться на континент. В первой декаде ноября достаточно активная циклоническая деятельность происходила в Северной, Центральной и Восточной Европе, откуда циклоны смещались на Урал и в Западную Сибирь. Во второй декаде влиянию глубоких циклонов более всего подвергались Британские острова, Северная Европа и Скандинавия. В третьей декаде, с отступлением к югу сибирского антициклона, активная циклоническая деятельность охватила уже бόльшую часть территории Европы, Урала и Западной Сибири. Область отрицательных аномалий давления  до – 3 гПа на западе Средиземного моря свидетельствует о том, что и здесь на протяжении всего месяца происходил довольно активный циклогенез, охватывавший своим влиянием практически все средиземноморские страны и Ближний Восток. Особенно бурным  он был в третьей декаде ноября, когда на юге Испании и Франции шли сильнейшие дожди, вызвавшие в конце ноября и начале декабря масштабные наводнения. Но в целом, итогом столь неоднозначных процессов стало довольно пёстрое распределение осадков в Европе. Значительно больше нормы их выпадало в Португалии и на юге Испании, во Франции и альпийских странах, на Балканах, в Польше, Белоруссии и на Украине. Избыток осадков отмечался также в центральных районах Скандинавии, в Прибалтике, в северо-западных и центральных районах ЕТР. Вместе с тем на севере Британских островов, на севере Германии и Скандинавии, в ряде районов Италии и Греции имел место дефицит осадков. Аномально холодным ноябрь оказался в Восточной Европе, на всей же остальной её территории температурный режим был близким к норме.
Очень холодным прошедший ноябрь был на Урале и в Западной Сибири, в Казахстане и Средней Азии, в южных районах Восточной Сибири и на северо-востоке Китая. Самые большие отрицательные аномалии температуры (до -8˚С) сформировались на юге Западной Сибири, где антициклональное выхолаживание часто сменялось интенсивными адвекциями холода. В конце ноября холод проникал к югу настолько далеко, что даже на Ближнем Востоке ночные температуры были отрицательными. В Сирии и на севере Саудовской Аравии, например, 28 ноября они понижались до  -3…-5˚С, а на севере и северо-западе Саудовской Аравии даже выпадал снег.
Обострённые полярные фронты, смещавшиеся по южной периферии антициклонов, давали большое количество осадков в южной половине Сибири. При отступлении антициклонов к югу фронтальные зоны ещё более обострялись, что способствовало активному циклогенезу в центральном и восточном Казахстане, в Средней Азии, в северо-западных и северо-восточных провинциях Китая, где месячные нормы осадков также были значительно превышены. Аномалии давления в центре и на северо-западе Китая составили -5…-7 гПа.  А в северной половине Сибири, где преобладала антициклональная погода, отмечался серьёзный дефицит осадков, за исключением севера Якутии и Чукотки.
Большое количество осадков выпало в ноябре на юго-востоке Китая и в странах восточного Индокитая. Сильные дожди обычно провоцировались вторжениями холода в гребнях сибирского антициклона. Особенно интенсивны они были в третьей декаде ноября.
В тихоокеанской паре ЦДА оба центра по-прежнему были очень активны. Гавайский максимум оставался более интенсивным и обширным, чем обычно в ноябре: на занятой им территории аномалии давления составили +3…+5 гПа, при этом центр антициклона был смещён на запад. Но ведущая роль, несомненно, принадлежала алеутскому минимуму, который был чрезвычайно глубок: в его восточном центре аномалии давления составили -11 гПа. Оба центра депрессии имели нормальное положение. Глубокие тихоокеанские циклоны, смещаясь на континент, имели весьма разнообразные траектории. В первой декаде ноября, когда в центральных провинциях  Канады и в США господствовали антициклоны, циклоны были вынуждены уходить через Аляску и запад Канады (аномалии -7…-8 гПа) в канадский сектор Арктики, внося свой немалый вклад в формирование огромной положительной аномалии температуры в полярных районах. Затем эти циклоны часто смещались на северо-восток Канады. Во второй декаде месяца довольно активная циклоническая деятельность отмечалась уже на всей территории Канады, в то время как США преимущественно продолжали оставаться под опекой антициклонов. В третьей декаде континентальные антициклоны, отступая к востоку, с трудом сдерживали натиск тихоокеанских циклонов, но восточная половина континента чаще всего всё-таки находилась под их влиянием. А циклоны, смещаясь на Средний Запад США и на Великие равнины, провоцировали сильные дожди в этих районах и на юге США. Один такой циклон со своими обострёнными фронтами вызвал в конце месяца сильнейшие дожди, грозы, град  и мощную серию торнадо на юге  США. Под ударом более 30 торнадо оказались Луизиана, Флорида, север Миссисипи, Джорджия, Северная и Южная Каролины. Но самые мощные смерчи (категории F3 по шкале Фуджиты) с ветрами более 70 м/с обрушились 29-30 ноября на Алабаму и Теннеси, где погибли 5 человек и более 20 человек были ранены. Такие мощные вспышки торнадо в ноябре случаются чрезвычайно редко.
Описанные  циркуляционные условия способствовали тому, что на бόльшей части территории Северной Америки в среднем за месяц сформировались положительные аномалии давления: на востоке Канады они достигали +4 гПа, на территории США - +2…+4 гПа.  Следует отметить также область пониженного давления у восточного побережья Канады, где аномалии составили -4 гПа. Её формированию на среднемесячной карте более всего способствовали южные атлантические и, иногда, западные канадские циклоны. И те и другие часто бывали блокированы атлантическими антициклонами, и подолгу кружили вблизи Ньюфаундленда. Кроме упомянутых районов США нормальное или избыточное количество осадков выпадало в ноябре на западном побережье Канады и на северо-западном побережье США, а также в районе Гудзонова залива. На большей же части территории Северной Америки имел место серьёзный дефицит осадков. Температура на всём континенте была намного выше нормы. Под влиянием субтропических антициклонов и южных адвекций особенно большие положительные аномалии  сформировались на севере США и в центральных провинциях Канады.
В тропической зоне северного полушария в ноябре образовалось 6 тропических циклонов (норма 4,4).
На западе Тихого океана сформировалось 3 тропических циклона (норма 2,2). Один  из них стал тайфуном. Два циклона смещались вдали от побережий и островов и были неопасны. Третий прошёл в конце ноября по центральным Филиппинским островам с довольно сильными дождями, не вызвав серьёзных разрушений.
В восточной части Тихого океана существовал один тропический циклон (норма 0,3). Циклон возник недалеко от западного мексиканского побережья, но был слаб, существовал недолго и опасности для суши не представлял.
Совершенно необычный тропический циклон возник в конце ноября на юге Карибского моря (норма ноября для Атлантики – 0,5). Во-первых, он стал одним из самых поздних ураганов. Во-вторых, ему удалось пересечь центрально-американский перешеек и выйти в Тихий океан сильным тропическим штормом. Ураган «Отто» имел почти третью категорию опасности по шкале Саффира-Симпсона, когда вечером 24 ноября обрушился на побережье Коста-Рики со скоростью ветра более 48 м/с (в порывах до 60 м/с).   Суточные суммы осадков достигали 150 мм, что вызвало наводнения, оползни и сели, в которых погибли более 10 человек. За всю историю наблюдений только нескольким циклонам удалось перейти из Атлантического океана в Тихий, сохранив свою структуру.
Один тропический циклон возник в конце ноября в Бенгальском заливе (норма 1,2). Он был сравнительно слабым и при выходе на юго-восточное побережье Индии не вызвал серьёзных последствий.